Беларуские перевозчики переживают непростые времена

17 мая 2015
Рубрика: I

Рынок грузоперевозок в Беларуси всегда оставался своеобразным, отличным как от западных, так и от восточных соседей. Если в соседних Литве и Польше сектор автоперевозок стимулирует развитая инфраструктура, инвестиции западных компаний, большой автопарк доступной и качественной техники от европейских производителей, то в России балом правят корейские производители, а также местные заводы Камаза и Вольво. Большие финансовые возможности страны позволяли закрывать глаза на многие проблемы транспортного сектора.

В Беларуси же при ограниченных финансовых возможностях, недоступности качественной грузовой техники из Европы рынок живет по своим законам. Рост компаний осуществляется преимущественно за счет собственных средств, поскольку привлечение банковских кредитов невозможно из-за неподъемных условий. Местный производитель МАЗ выпускает технику, на годы отстающую от конкурентов, продажи которой приходятся преимущественно на госсектор. Однако несмотря на все препятствия рынок грузоперевозок пусть не семимильными, но неспешными шагами развивался. Но несколько кризисов подряд существенно ухудшили положение в секторе.

Пресловутый декрет №6 позволил небольшим беларуским фирмам пригнать из-за рубежа множество дешевой коммерческой техники фактически без таможенных платежей. Обвалив рынок низкими ставками сначала остались без работы традиционные игроки, а затем и сами новоявленные бизнесмены-перевозчики. От декрета рынок оправится нескоро, однако новый вызов был брошен откуда не ждали – конфликт в Украине, санкции в отношении России, падение товарооборота между Россией и ЕС. Таким образом, существенную часть клиентов потеряли компании, ориентированные на транзит, на перевозки между западом и востоком. Сыграла свою роль и девальвация российского рубля.

Но, как известно, кризис – это время для новых возможностей, оптимизации ресурсов, поиска новых идей. И если в кризис слабые компании ликвидируются, то сильные игроки, как правило, становятся еще сильнее. За примером далеко ходить не надо. Компания Интертрансавто, специализирующаяся на перевозках сборных грузов по всей Европе и части азиатского региона, постоянно расширяет сферу своей деятельности. Сегодня в компании работает более 350 человек, автопарк составляет почти 200 автомобилей не старше пяти лет. Офисы и автоколонны Интертрансавто находятся в России, Беларуси и Казахстане.

Кризис оздоравливает все секторы экономики и, можно не сомневаться, что рынок грузоперевозок покинут мелкие фирмы, часть индивидуальных предпринимателей, компании с низкой эффективностью работы. В тоже время предприятия с грамотным менеджментом выйдут из боя победителями, получив новые возможности для работы в отсутствии неэффективных конкурентов, выживавших зачастую за счет демпинга. Впрочем, это дело не одного дня или месяца.