Велосипед как лучший транспорт для мегаполиса

13 апреля 2015
Рубрика: I

Транспортное сообщение в европейских столицах и просто густонаселенных районах часто приводится за эталон, к которому нужно стремиться и нам. Старые советские улицы и дворы попросту не соответствуют сегодняшним реалиям, автомобильный трафик по сравнению с советским периодом просто колоссален, а значит нужно срочно что-то менять, чтобы город не превратился в одну сплошную автомобильную парковку.

В европейских городах эта проблема назрела давно, а значит, там же накоплен и богатый опыт борьбы с автомобилями, который постепенно можно перенимать и нам. Разумеется, в один миг полностью ничего не изменится хотя бы в силу различий менталитета, но первые шаги нужно делать уже сегодня – это факт, с которым никто уже и не спорит. Тезисно приведем несколько примеров, как транспортная инфраструктура устроена «там»:

  • Высокая стоимость топлива
  • Высокие налоги и стоимость содержания авто
  • Платные парковки как минимум в центре города
  • Низкие налоги и разные бонусы для покупателей электромобилей
  • Быстрый и комфортный общественный транспорт, который ходит строго по расписанию
  • Выделенные полосы для общественного транспорта
  • Развитая велосипедная инфраструктура (велодорожки, отсутствие препятствий для движения)

В каждой стране ситуация может складываться индивидуально, но тенденции можно отметить схожие. Власти облагают дополнительными налогами владельцев автомобилей, особенно старых, но приветствуют покупку экологически чистых электрокаров. Еще одна прогрессирующая тенденция: развитие велосипедной инфраструктуры.

Сегодня самой велосипедной страной Европы по праву считается Голландия, однако и на просторах СНГ велодвижение набирает силу. Сегодня при желании купить велосипед в Москве можно без особых проблем найти в ближайшем магазине и американский модный бренд Electra, и британский ретро Pashley, не говоря уже о более массовых и доступных моделях. По статистике велопарк Москвы составляет 3-4 миллиона велосипедов, а протяженность велодорожек увеличивается с каждым годом на десятки километров. Но если в Голландии 27% всех перевозок совершается на велосипедах, то у нас и статистики такой даже нет, хотя за велодвижением будущее современных мегаполисов.

С ростом автомобилизации нагрузка на транспортные артерии растет в геометрической прогрессии, время на дорогу с каждым годом увеличивается на 10-20%, потоки замедляются, и при текущих раскладах ситуацию можно улучшить всего несколькими способами: повышением цен на топливо и налогов, пересадкой людей на общественный транспорт, и поддержкой двухколесного вида транспорта. Как видно, первые два варианта не самые популярные и будут встречены в штыки, тогда как развитие велодвижения, создание инфраструктуры и популяризация здорового образа жизни само по себе будет давать положительный эффект, что не единожды было доказано на практике.