Стоимость компонентов машин Формулы 1

21 октября 2014
Рубрика: Статьи

Формула 1 как Королева автоспорта уже давно никого не удивляет своими заоблачными тратами: миллион (разумеется не белорусских рублей) туда, миллион сюда, 50 миллионов бюджет этой команды, 30 миллионов взнос организаторов этого Гран При. Однако что конкретно стоит за этими восьмизначными цифрами?

Крайне редко команды публикуют какую-либо информацию, касающуюся финансов. Однако, периодически то от команды, то от пресс-службы, то от всезнающего уважаемого журналиста такие данные проскакивают и позволяют собрать по крупицам представление об общей картине.


Зимние-летние шины? Continental или Michelin? Забудьте! У команд Формулы 1 нет такого выбора, с 2011 года официальным и единственным поставщиком шин является итальянская компания Pirelli, команды выбирают лишь между жестким и мягким комплектом, а также между промежуточными и дождевыми шинами в случае дождя. Сколько стоит переобуть обычную машину, 300-500 долларов? В Формуле 1 стоимость только одной шины составляет $800, так что для каждого болида F1 на сезон требуется около $600 тыс. на резину.

Но это лишь только начало. Рычаги подвески - $4 млн. на сезон для одной машины, электроника – 1 километр проводов, множество важнейших датчиков и стоимость в $4 млн. Зеркала с минимальным аэродинамическим сопротивлением - $1 тыс. за штуку. Полуавтоматическая коробка передач - $130 тыс.

Мало того, что болиды Формулы 1 всегда работают в экстремальных условиях, так еще и некоторые трассы расположены в жарком и влажном климате, что многократно увеличивает нагрузку на тормоза и систему охлаждения. $220 тыс. на сезон нужно на алюминиевые радиаторы для одного болида, а теперь сравните эту сумму с ценой на радиатор охлаждения для обычной легковой машины на сайте alle.by: разница двадцатикратная. Чудовищные нагрузки, особенно на городских трассах, приходятся на тормозные диски – они разогреваются до 1000 градусов Цельсия. Разумеется, их ресурс невелик, поэтому эта статья расходов составляет $1 млн. для одной машины в год (один комплект около $6 тыс.).

Одна колесная гайка стоит 110 долларов, а учитывая их количество на сезон, общая сумма набегает в $50 тыс. Аварии и столкновения неминуемая часть Формулы 1, а учитывая, что все аэродинамические элементы сделаны их сверхпрочных и легких материалов, то любая оплошность дорого стоит команде. К примеру, самая недолговечная часть – переднее антикрыло – стоит около $20 тыс.

Отдельная статья расходов – двигатель. Двигатель – сердце любой машины, а в Формуле 1 так и вовсе центр вселенной. Отсюда и его стоимость в $200 тыс. при количестве деталей около 5 тысяч штук.

И это только вершина айсберга. Штат крупнейших заводских команд составляет до тысячи человек, а это миллионы долларов на зарплаты, проживание, питание. Одни только контакты топ-пилотов уровня Алонсо и Райкконена оцениваются в десятки миллионов евро в год. Оборудование на базах команд – еще десятки и десятки миллионов, причем основные расходы – это аэродинамическая труба и станки для изготовления деталей машин.

Таким образом, практически любой элемент болида Формулы 1 можно сравнить со стоимостью нового автомобиля. Двигатель ценой с новый Bentley, коробка передач как BMW M5. А если взглянуть на бюджеты команд, то и вовсе можно потерять дар речи. По данным британского Autosport, в прошлом году Ferrari потратила 400 миллионов долларов, при этом заработала 410. Аутсайдером в этом списке значится Marussia с бюджетом в $80 млн. Общий бюджет всех 11 команд в 2013-ом году по оценкам экспертов составил $2,25 млрд.